145 лет со дня рождения актёра, режиссёра театра и кино, сценариста, педагога, теоретика кино Владимира Гардина
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

145 лет со дня рождения актёра, режиссёра театра и кино, сценариста, педагога, теоретика кино Владимира Гардина


18 января 2022 года исполнится 145 лет со дня рождения актёра, режиссёра театра и кино, сценариста, педагога, чтеца, теоретика кино Владимира Ростиславовича Гардина (настоящая фамилия Благонравов) (1877 - 1965).

Родился 18 января 1877 года в Твери в дворянской офицерской семье. В 1894 году Владимир Гардин окончил Второй Московский кадетский корпус, затем учился в Киевском военном училище. В 1896-1897 годах находился на военной службе в Новогеоргиевской крепостной артиллерии.

С 1898 по 1904 год играл в антрепризах. С 1904 по 1906 год выступал на сцене Драматического театра Веры Комиссаржевской. В 1907 году перешёл в Ново-Василеостровский театр под руководством Николая Попова (Санкт-Петербург).

В 1907 году организовал Новый театр в Териоках, где ставил экспериментальные пьесы, запрещённые цензурой. Покинул Россию и уехал в Париж, где в 1908 году организовал русский театр. По возвращении в 1909-1912 годах служил актёром и режиссёром театров Воронежа, Царицына и Саратова.

С 1912 года - один из основных актёров и режиссёров русского дореволюционного кино. В 1913 году заключил контракт с торговым домом "Тиман и Рейнгардт" и начал работать в качестве кинорежиссёра и сценариста "Русской золотой серии", иногда снимаясь как актёр.

Дебютировал картиной "Ключи счастья", снятым совместно с Яковым Протазановым. Фильм имел грандиозный коммерческий успех. К 1914 году Гардин стал ведущим режиссёром торгового дома, наряду с Протазановым. Экранизировал как классические, так и современные произведения. Особенным успехом пользовались фильмы "Дворянское гнездо" и "Анна Каренина", где впервые появилась Вера Холодная. До 1917 года им поставлено 43 фильма, среди которых - "Крейцерова соната", "Война и мир", "Брандт", "Накануне", "Барышня-крестьянка", "Приваловские миллионы", "Мысль" и "Слава сильным… гибель слабым…".

В 1917 году Гардин стал режиссёром фирмы "Нептун", где снимал салонные мелодрамы, зачастую с мистическим сюжетом. Во многих из этих фильмов главную роль сыграл Григорий Хмара.

В 1919 году он стал одним из организаторов и первым директором первой в мире Государственной школы кинематографии, заведовал кинопроизводством кинофотоотдела. В 1920 году стал заведующим Мастерскими кинорежиссуры Наркомпроса. Продолжал ставить художественные и документальные ленты.

В 1922-1929 годах участвовал в организации кинопроизводства в союзных республиках. Параллельно продолжал работу на ленинградских киностудиях "Госкино", "Востоккино" и других в качестве режиссёра и актёра. Всего в 1920-х годах он поставил более 50 фильмов.

После появления звукового кино выступал только как актёр, снялся более чем в 70 фильмах. В 1930-е годы Гардин стал одним из самых популярных актеров в кинематографе. Актер создал выразительные образы военных: полковник ("Снайпер", 1931), командир ("Интриган", 1935), генерал Печенегов ("Враги", 1938), генерал ("Год девятнадцатый", 1938), генерал Н. Н. Юденич ("Оборона Петрограда", 1939). Какую бы роль не исполнил Гардин (крестьянин, рабочий, инженер, директор гимназии, князь, сенатор или музыкант), каждая из них была своеобразна и характерна.

Классикой отечественного кино стали созданные Гардиным образы рабочего Бабченко ("Встречный", 1932), Порфирия Головлева ("Иудушка Головлев", 1933), гувернера Мейера ("Юность поэта", 1936), князя Верейского ("Дубровский", 1935), графа Толстого ("Петр I", 1938), Киврина ("Степан Разин", 1938), сенатора ("Пугачев", 1938), генерала Печенегова ("Враги", 1938), директора гимназии ("Человек в футляре", 1938), Иоганна Себастьяна Баха ("Антон Иванович сердится", 1941).

С 1940 года Гардин выступал также на эстраде. Во время Великой Отечественной войны вместе с женой в составе шефской фронтовой бригады "Ленфильма" выезжал на фронт, выступал в Доме офицеров в Ленинграде, в госпиталях. Супруги пережили блокаду Ленинграда, во время которой дали около 500 концертов перед войсками.

После войны несколько лет сидел почти без работы, распродавал картины и раритетные вещи из квартиры, продал дачу в Татьянино. Давал концерты, в 1947 году ему, наконец, выделили роль в фильме "Солистка балета". В том же году ему было присвоено звание Народного артиста СССР.

Совместно с женой выпустил книгу мемуаров "Жизнь и труд артиста" (1960).

Гардин оставил нам в наследство не только снятые фильмы и сыгранные роли, не только многочисленные сценарии и изданные мемуары. Он собирал и хранил документы, связанные с киноискусством, вел переписку с режиссёрами, актёрами, критиками.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑