160 лет со дня рождения художника, сценографа, декоратора Александра Головина
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

160 лет со дня рождения художника, сценографа, декоратора Александра Головина


1 марта 2023 года исполняется 160 лет со дня рождения художника, сценографа, декоратора Александра Яковлевича Головина (1863 - 1930).

В творчестве Александра Головина сфокусированы основные иконографические и стилистические особенности искусства символизма и стиля модерн в России. Работал Головин в станковой живописи, в области монументального и декоративного искусства. Но главным в его деятельности был театр, в котором художник выступил реформатором сценического оформления.

Родился 1 марта 1863 года в семье священника в Москве. Спустя три года мальчик вместе с семьей переехал в Петровское-Разумовское. Переезд состоялся после того, как отца будущего художника, Якова Даниловича Головина, назначили профессором богословия в только что основанную Петровскую земледельческую и лесную академию (ныне "Тимирязевка").

В семье Головиных очень любили театр, музыку, литературу. В раннем детстве у юного Александра обнаружился абсолютный музыкальный слух, он серьёзно занимался игрой на рояле и пением. Увлечение изобразительным искусством проявилось позже, лишь в старших классах гимназии. В дальнейшем музыкальность и музыкальная образованность самым серьёзным образом отразятся в художественных работах Головина, живописные работы которого современники очень чётко охарактеризовали как "музыку для глаз".

Как вспоминал сам Головин, художественные наклонности в нем первым заметил организатор и первый директор академии Н.И. Железнов - известный русский ботаник и агроном. Не без помощи академических профессоров мальчика удалось определить в самые престижные учебные заведения Москвы. Сначала он учился в Катковском лицее. После смерти отца, случившейся в 1878 году, Александр перевёлся в не менее знаменитую Поливановскую гимназию.

В 1881 году Головин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Однако, вскоре понял, что ошибся со "специализацией", и перевелся на живописное отделение. В свою бытность в училище Головин познакомился с такими художниками, как Левитан, Коровин, Архипов, Остроухов, Нестеров. Коровин свёл его с Врубелем. Особенно важной для Головина стала возникшая дружба с Еленой Дмитриевной Поленовой, сестрой учителя, которая сыграла огромную роль в его судьбе. По сути она открыла и развила в нём грани его дарования, обусловившие то место, которое и занял Головин в российской культуре начала ХХ века.

После смерти матери, последовавшей в 1884 году, молодой человек остался без средств к существованию. Первые годы после окончания училища ему приходилось работать подмастерьем у декоратора А. Томашки; занимался росписью цветов на атласе под заказ. Художник, не стеснялся никакой работы.

В 1889 году он вместе со всей поленовской компанией художников съездил в Париж на Всемирную выставку. Новейшая французская живопись поразила его. Некоторое время Головин занимался в парижской мастерской Колларосси, где понял, что "в своих прежних работах делал не то, что следовало делать". Вернувшись в Россию, он попытался делать именно "то". Первая удача: его пастель приобрел Павел Михайлович Третьяков. В эти годы Головин испытал влияние стиля "модерн". В 1890-е годы он участвовал в деятельности Абрамцевского кружка, где работал в майолике и дереве.

В сентябре 1897 года Головин женился на Марии Константиновне Котовой. Она родила художнику двух дочерей и сына, но сам брак не был долгим. Головин по-настоящему страдал. Страдания усугублялись потерей ближайшего друга и советчика - в ноябре 1898 года умерла Елена Дмитриевна Поленова. Выйти из такого состояния ему помогло сильнейшее увлечение искусством. Он много и упорно трудился. Художника фактически спас театр.

Ранние театральные работы Головина отмечены влиянием красочного живописного стиля К. А. Коровина. В 1898 году Головин назначают художником-декоратором Императорских театров. Он оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности, оперы А. Н. Корещенко "Ледяной дом", Н. А. Римского-Корсакова "Псковитянка". С 1899 года Головин был постоянным и активным участником выставок "Мира искусства", а с 1902-го года членом объединения и одним из сотрудников журнала "Мир искусства".

В 1903 году вступил в Союз русских художников. Совместно с К. А. Коровиным принимал участие в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже 1900 года и гостиницы "Метрополь" в Москве (майоликовый фриз) в 1900-1903 годах.

Возглавивший Московскую контору Императорских театров В. Теляковский принялся энергично реформировать всю систему подготовки спектаклей на казённой сцене. Первым делом Теляковский пригласил работать в Большой театр в качестве оформителей художников Коровина и Головина. Головин сильно сомневался в своих силах, но первый опыт оказался на редкость удачным, и дело пошло. В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров. В Санкт-Петербург вместе с ним переехал и Головин. С тех пор и до 1917 года они работали вместе.

В 1902 году Головин становится главным декоратором Императорских театров и консультантом дирекции по художественным вопросам. Свои работы он создавал для Александринского и Мариинского театров. Он придумывает эскизы костюмов и декораций к операм "Орфей и Эвридика" К. Глюка; "Каменный гость" А. С. Даргомыжского; спектаклям "У врат царства", К. Гамсуна; "Гроза" А. Н. Островского, "Маскарад" М. Ю. Лермонтова и многим другим.

В период с 1906 по 1907 год художник создает цикл декораций к опере Ж. Бизе "Кармен".

Окончательно стиль Головина сложился в 1910-е годы. Добиваясь целостного художественного решения спектакля, художник тщательно исполнял эскизы не только декораций, но и костюмов, бутафории, решая их во взаимосвязи с общим постановочным замыслом.

Головин также оформлял оформлял постановки антрепризы С. П. Дягилева "Русские сезоны" в Париже. Совместно с Н. К. Рерихом и Д. С. Стеллецким создал костюмы и декорации к операм "Борис Годунов" М. П. Мусоргского, а также декорации к балету "Жар-птица" И. Ф. Стравинского.

Целую эпоху петербургского бытия Головина составила его совместная работа с Всеволодом Мейерхольдом. К тому времени тот уже успел поиграть в Художественном театре, пытался реализовать свои новаторские идеи в театре Веры Комиссаржевской. Но во взглядах на режиссуру они не сошлись, и Мейерхольд в 1907 году оказался "на улице". Вот тут-то ему и помог Головин, энергично рекомендовавший режиссёра Теляковскому. И тот взял его на работу.

На протяжении последующих десяти лет Головин и Мейерхольд творили вместе, став близкими друзьями. "Орфей и Эвридика" К. Глюка и "Маскарад" М. Ю. Лермонтова - самые успешные и резонансные плоды этого сотрудничества.

Головин, работая обычно темперой и пастелью, писал также театрализованные портреты деятелей российской культуры, создал колоритные пейзажи и натюрморты.

В советское время Головин оформил ряд спектаклей в театрах Ленинграда и Москвы ("Женитьба Фигаро" Бомарше, 1927 г., "Отелло" Шекспира, 1930 г., - оба во МХАТе).

В 1912 году Головина избирают действительным членом Санкт-Петербургской Академии художеств. В это же время у него обнаружились первые признаки серьёзной сердечной болезни, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу.

С 1913 года и до самой своей кончины художник (он ушёл из жизни 17 апреля 1930 года) жил в Царском Селе.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑