200 лет со дня рождения французского драматурга и прозаика Александра Дюма-сына
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

200 лет со дня рождения французского драматурга и прозаика Александра Дюма-сына


27 июля 2024 года - 200 лет со дня рождения французского драматурга и прозаика Александра Дюма-сына (1824-1895).

Родился 27 июля 1824 года в столице Франции. Мальчика назвали в честь отца - автора "Королевы Марго" и "Графа Монте-Кристо" - Александра Дюма - старшего.

Когда отпрыск великого романиста сам стал литератором, то к его имени во избежание путаницы стали добавлять слово сын. Единокровный брат Александра-младшего Генри Бауэр, по возрасту годящийся автору "Дамы с камелиями" в сыновья, также стал писателем.

Как и в случае с героями "Трех мушкетеров" - д’Артаньяном и Констанцией Бонасье, знакомство родителей Александра Дюма - сына состоялось благодаря жизни в одном парижском доме. Мать Мари-Катрин-Лор Лабе была старше отца на 8 лет и владела маленьким ателье по пошиву и ремонту одежды.

Писатель не женился на женщине, родившей его первенца, но помогал материально и официально признал (усыновил) старшего сына, когда мальчику было 6,5 лет. Биография Александра Дюма - младшего нашла отражение в его книгах "Внебрачный сын" и "Блудный отец".

В 9 лет мальчика отдали в пансион, где среди одноклассников был будущий романист Эдмон де Гонкур. В 1839 году Дюма-младший поступил в Королевский колледж Бурбона, сейчас известный как Лицей Шапталя. Через 2 года юноша покинул учебное заведение, чтобы стать одним из самых известных парижских модников.

В молодости Дюма-сын походил на великого русского тезку Александра Пушкина. Внешнее сходство литераторов, их пылкость и кудрявость объясняется тем, что среди предков писателей были темнокожие люди. Прадед автора "Евгения Онегина" происходил из Эфиопии, а бабушка Александра Дюма - отца - из Гаити. Как и Пушкин, Дюма-сын носил бакенбарды.

В зрелости, насколько об этом можно судить по фото, автор "Дамы с камелиями" стал похожим на отца, с которым его связывали приятельские отношения. Также Александр дружил с фантастом Жюлем Верном и дамой-писательницей Жорж Санд, к которой относился как к литературной матери.

Личная жизнь француза была бурной и зачастую отражалась в его произведениях. Так, бывшую любовницу - русскую аристократку Лидию Нессельроде писатель вывел в романе "Дама с жемчугами". Романтические отношения связывали литератора с актрисами Мари Делапорте и Эме Декле.

Первой женой Александра стала вдова князя Нарышкина Надежда, от которой еще при жизни ее первого мужа он имел дочь Мари-Александрин-Анриетту. После свадьбы супруга подарила мужу еще одну наследницу Колетт. Однако именно Мари-Александрин отец-драматург посвятил пьесу "Багдадская принцесса", девочку из всех детей и внуков выделял великий дед.

Ревнивость и скандальность супруги вынудили Дюма-младшего закрутить интрижку с Анриэттой Эскалье, которая была младше его на 40 лет. После смерти Надежды литератор женился на любовнице.

Библиография литератора включает романы, пьесы, очерки и стихи. Первые поэтические произведения, позднее вошедшие в альманах "Грехи молодости", Дюма-сын написал в 18 лет.

Тогда же юноша впервые увидел куртизанку Мари Дюплесси. Роман со сверстницей, славившейся красотой, остроумием и связями с влиятельными французскими мужчинами, среди которых был композитор Ференц Лист, закрутился у Александра в 1844 году и закончился через год по инициативе литератора.

В 23 года бывшая возлюбленная Дюма-сына скончалась. Причиной смерти женщины стал туберкулез. Потрясенный Александр написал роман "Дама с камелиями", который затем переработал в пьесу. Дюплесси - прототип главной героини Маргариты Готье. На сюжет "Дамы с камелиями" создана опера Джузеппе Верди "Травиата".

В основу многих пьес и романов Дюма-сын положил разбор этических основ. Литератор выступал за права незаконнорожденных детей, за верность мужей и развод как способ разрешения изживших себя супружеств. Вместе с тем Александр считал убийство неверных жен мужьями не только допустимым, но и должным.

Став достаточно обеспеченным и влиятельным человеком, Дюма-сын много сил и времени посвящал выработке и продвижению законов, защищающих права одиноких матерей, разведённых женщин, рождённых вне брака детей.

Написал драмы и пьесы: "Диана де Лис" (1851), "Полусвет" (1855), "Денежный вопрос" (1857), "Внебрачный сын" (1858), "Блудный отец" (1859), "Друг женщин" (1864), "Взгляды госпожи Обрэ" (1867), "Княгиня Жорж" (1871), "Свадебный гость" (1871), "Жена Клавдия" (1873), "Господин Альфонс" (1873) и другие.

Издав собрание своих драм (1868-1879) с предисловиями, ярко подчеркивающими их основные мысли, Дюма продолжал писать для сцены.

Из его поздних пьес наиболее известны: "Багдадская принцесса" (1881), "Дениза" (1885) и "Франсийон" (1887).

Пьесы "Новые сословия" и "Фиванская дорога" остались неоконченными (1895).

Дюма-сын скончался поздней осенью 1895 года, через 4 месяца после женитьбы на Эскалье.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑