220 лет со дня рождения французского композитора Адольфа Адана
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

220 лет со дня рождения французского композитора Адольфа Адана


24 июля 2023 - 220 лет со дня рождения французского композитора Адольфа Адана (1803-1856).

Родился 24 июля 1803 года в Париже. Его отец, Жан-Луи Адан, уроженец Эльзаса, был преподавателем фортепиано в Парижской консерватории, его мать, Элизабет-Шарлотта-Жанна Коста - дочь доктора. В молодые годы Адан не проявлял интереса к музыке и готовился к карьере учёного.

Учился в парижской Императорской консерватории музыки и декламации по классу органа у Франсуа Буальдьё. Успехи молодого композитора были столь значительны, что в 1825 году он получил Римскую премию.

Помогал своему учителю в работе над оперой "Белая дама", написав к ней увертюру, писал музыку к водевилям. В 1829 году сочинил первую одноактную оперу "Пётр и Екатерина" на русский сюжет. Тесно сотрудничал с балетмейстером Филиппо Тальони и драматургом и либреттистом Артуром де Бопланом.

Из Парижа жизнерадостного творца выгнала холера - композитор отправился в Лондон, где Королевским театром руководил его шурин. Там-то Адольф Адан и свел знакомство с балетным миром: с лучшим хореографом того времени Жюлем Перро сочинил успешный балет "Фауст" (1833) и аранжировал гастрольную версию знаменитой "Сильфиды", которую отец и дочь Тальони прокатывали по европейским столицам. Влиятельная балетная семья, оценив оперативность и покладистость композитора, заказала ему новую работу. Сочинение, имевшее успех, не сохранилось на сцене, зато его увековечил негодующий Некрасов в хрестоматиях по русской литературе: "Так танцуй же ты "Деву Дуная" и в покое оставь мужика!"

В конце 1830-х гг. работал в Санкт-Петербурге - сперва над постановкой своего балета "Дева Дуная" (1838), а потом над написанным специально для российской премьеры балетом "Морской разбойник" (1840). После премьеры благодушные русские рецензенты обнаружили, что балет "богат мотивами, прямо падающими в сердце и память слушателей". Адольфу Адану тут же предложили место придворного композитора с жалованьем в 30 тыс. рублей, но никакие деньги не смогли удержать француза в стране с "дикими обычаями" вроде обыкновения напиваться на кладбище при захоронении покойника. Участие в таких похоронах среди зимы чуть не свело в могилу и Адана: промаявшись два месяца между жизнью и смертью, он уехал из России, едва встав на ноги.

По возвращении в Париж создал балет "Жизель" (1841) на либретто Теофиля Готье, утвердивший романтическое направление во французском балетном искусстве. Этот балет стал самым популярным в мировой истории. После "Жизели" Адольф Адан написал еще шесть балетов, но лишь один из них, "Корсар" (1856), дошел до XXI века.

Адан - автор около 50 опер, из которых наибольшей популярностью пользовались "Почтальон из Лонжюмо" (1836); "Король из Ивето" (1842); "Калиостро" (1844); "Жиральда, или Новая Психея" (1850), "Если бы я был королём" (1852).

В 1846 году Адан, разругавшись с директором парижской Оперы, решил открыть собственный лирический театр, для чего арендовал здание Олимпийского цирка. Свою "Национальную оперу" композитор, а теперь и театральный директор, намеревался посвятить новейшему французскому репертуару, однако в результате Революции 1848 года театр закрылся, и Адан на долгие годы оказался в долгах.

С 1 октября 1848 года Адольф Адан стал профессором композиции и контрапункта в своей альма-матер - Императорской консерватории музыки и декламации. В числе его известных учеников композитор Жан Александр Фердинан Пуаз.

В 1847 году Адан написал на слова Пласида Каппо рождественскую песню Minuit, chrétiens ("O, Святая ночь"). Впервые она прозвучала во время полуночной мессы в ночь на Рождество в исполнении оперной певицы Эмили Лоре. "Рождественскую песнь" охотно приняли в католической церкви, и она быстро вошла в рождественские богослужения.

В 1853 году композитор вдохнул вторую жизнь во французскую песню XV века "В Авиньоне на мосту", использовав её в своей опере "Глухой".

Адан обладал литературным талантом. В печати появлялись его фельетоны и статьи. В 1859 году в Петербурге на страницах "Театрального и музыкального вестника" были опубликованы фрагменты из воспоминаний композитора.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑