90 лет со дня рождения российского кинорежиссера и сценариста Андрея Тарковского
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

90 лет со дня рождения российского кинорежиссера и сценариста Андрея Тарковского


4 апреля 2022 года исполняется 90 лет со дня рождения российского кинорежиссера и сценариста Андрея Арсеньевича Тарковского (1932 - 1986).

Творчество Андрея Тарковского представляет собой значительное и необычное явление мировой культуры. Его фильмы образуют цикл о страданиях и надеждах человека, взявшего на себя бремя нравственной ответственности за весь мир.

Родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье на Волге, где жили родственники матери. В сентябре 1932 года мать с маленьким Андреем вернулась в Москву. Его воспитание было традиционно художественным. С семи лет он посещал районную музыкальную школу (по классу фортепиано), а в седьмом классе поступил в Московское художественное училище памяти 1905 года, где занимался рисованием.

В 1951-1952 годах Тарковский учился на арабском отделении Московского института востоковедения, однако оставил учёбу, получив сотрясение мозга на занятиях по физкультуре.

В мае 1953 года Тарковский устроился коллектором в научно-исследовательскую экспедицию института Нигризолото в далёкий Туруханский район Красноярского края, где проработал почти год на реке Курейке, пройдя пешком по тайге сотни километров. По возвращении из экспедиции в 1954 году Тарковский подал документы во ВГИК и был принят на режиссёрское отделение в мастерскую Михаила Ромма.

Годы учёбы и раннего творчества Тарковского совпали с периодом обновления в искусстве. В 1953 году было принято решение об увеличении производства фильмов. В 1954 году, когда Тарковский поступил во ВГИК, было снято 45 фильмов, а через год - уже 66. В 1955-1956 годах молодые режиссёры сняли около 50 фильмов. В этот период также дебютировали многие молодые сценаристы, операторы, актёры. В эти годы большое влияние на него оказали Бунюэль и Бергман, а позже к ним прибавились Куросава и Феллини.

Главным педагогом и наставником Тарковского в годы учёбы был Михаил Ромм, воспитавший целую плеяду талантливых кинорежиссёров.

Первой курсовой работой Тарковского стал короткометражный фильм "Убийцы", поставленный осенью 1956 года совместно с Александром Гордоном и Марикой Бейку по рассказу Хемингуэя. Эта работа получила высокую оценку Ромма. За ней последовал короткометражный фильм "Сегодня увольнения не будет…" (1957).

На третьем курсе Тарковский познакомился с Андроном Кончаловским, в то время первокурсником режиссёрского отделения. В соавторстве друзья написали сценарий "Антарктида, далёкая страна" (1959), отрывки из которого были опубликованы в газете "Московский комсомолец". Тарковский предложил сценарий киностудии "Ленфильм", но получил отказ. Свой следующий совместный сценарий "Каток и скрипка" (1960) они успешно продали только что созданному на "Мосфильме" объединению "Юность". Это был сентиментальный сюжет о короткой дружбе мальчика-скрипача и водителя катка. Получив разрешение поставить "Каток и скрипку" в качестве дипломной работы, Тарковский привлёк к съёмкам молодого оператора Вадима Юсова. Концепция сложилась под влиянием короткометражного фильма французского режиссёра Альбера Ламориса "Красный шар", удостоенного в 1956 году Гран-при Каннского кинофестиваля и Оскара. Эта первая совместная работа Тарковского и Юсова, получила первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году.

В 1960 году Тарковский с отличием окончил ВГИК.

В 1961 году Тарковский подал заявку на фильм "Андрей Рублёв", который требовал большой подготовительной работы. Поэтому его первой полнометражной постановкой стал фильм "Иваново детство" по мотивам военного рассказа Владимира Богомолова "Иван". Фильм был удостоен "Золотого льва святого Марка" Международного кинофестиваля в Венеции (1962) и многих других кинопремий.

Тем временем Тарковский приступил к работе над фильмом об Андрее Рублёве. В сценарии, написанном совместно с А. Михалковым-Кончаловским, проглядывал как костюмно-исторический эпос, так и авторский фильм-проповедь. Съёмки начались в 1964 году и продолжались больше года. "Андрей Рублёв" (первоначальное название - "Страсти по Андрею") подвергся цензурным поправкам.

В 1969 году французская фирма, получившая права на зарубежный прокат "Андрея Рублёва", показала его вне конкурса на Каннском кинофестивале, где он был удостоен приза ФИПРЕССИ. 19 октября 1971 года фильм был наконец выпущен в отечественный прокат ограниченным числом кинокопий и с тех пор практически не сходил с экрана.

В 1970 году после почти пятилетнего перерыва Тарковский приступил к съёмкам фильма "Солярис". Герои этой философско-фантастической драмы по одноимённому роману Станислава Лема - представители технократической цивилизации будущего, обитающие в искусственном мире космической станции, исследующие планету Солярис. В 1972 году "Солярис" был показан на Каннском кинофестивале и, кроме Специального приза жюри, получил также Приз экуменического жюри. В 1973 году фильм вышел в советский прокат.

В 1974 году режиссёр снял свой самый исповедальный фильм "Зеркало". На совместном заседании коллегии Госкино и секретариата правления Союза кинематографистов "Зеркало" признали непонятным, немассовым и в общем неудачным фильмом.

Фильм "Зеркало" вышел в ограниченный прокат и обострил скрытое противостояние режиссёра и власти. Готовясь к новому проекту, Тарковский писал сценарии, читал на Высших курсах сценаристов и режиссёров лекции по режиссуре (1977-1978), поставил в Театре Ленинского комсомола спектакль "Гамлет" (1977).

Снятый в 1979 году по повести братьев Стругацких "Пикник на обочине" фильм "Сталкер" был принят Госкино, а 15 июня состоялась его премьера в Доме кино. В мае 1980 года "Сталкер" был показан на Каннском кинофестивале и получил Приз экуменического жюри.

С 1964 года, с самого первого набора режиссёрского отделения Высших курсов сценаристов и режиссёров, Тарковский читал слушателям циклы лекций "Основы кинорежиссуры", "Литературный и экранный образ". А в 1982 году открылась его режиссёрская мастерская, в которой он не успел начать обучение из-за отъезда в Италию.

В 1980 году Тарковский отправился в Италию для работы над сценарием фильма "Ностальгия"; контракт с итальянцами на съёмки был подписан в марте 1982 года. В ходе поиска натуры режиссёр снял документальный фильм "Время путешествия" (1982). В 1983 году фильм "Ностальгия" был показан в конкурсе Каннского кинофестиваля и получил Приз за режиссуру, Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри.

В ноябре 1983 года на сцене Королевского театра Ковент-Гарден в Лондоне состоялась премьера оперы Мусоргского "Борис Годунов" в постановке Тарковского.

10 июля 1984 года на специально созванной пресс-конференции в Милане режиссёр объявил о своём решении остаться на Западе, то есть стал невозвращенцем. На родине запретили показывать его фильмы в кинотеатрах, упоминать его имя в печати.

Мэрия Флоренции подарила ему квартиру и присвоила звание почётного гражданина города.

Снятый в Швеции фильм "Жертвоприношение" (1986) стал последней работой режиссёра.

Многие проекты режиссёра остались нереализованными, в том числе "Гофманиана", "Мой Достоевский", "Гамлет" Шекспира, "Обломов" Гончарова, "Смерть Ивана Ильича" Толстого, "Идиот" и "Подросток" Достоевского, "Жизнь Клима Самгина" Горького, "Очерки бурсы" Помяловского, "Степной волк" Гессе, "Пятое Евангелие" Рудольфа Штейнера, "Волшебная гора", "Иосиф и его братья", "Доктор Фаустус" Томаса Манна.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑