95 лет со дня рождения французского танцовщика и балетмейстера, хореографа, театрального и оперного режиссёра Мориса Бежара
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

95 лет со дня рождения французского танцовщика и балетмейстера, хореографа, театрального и оперного режиссёра Мориса Бежара


1 января 2022 года исполнится 95 лет со дня рождения французского танцовщика и балетмейстера, хореографа, театрального и оперного режиссёра Мориса Бежара (1927 - 2007).

Родился 1 января 1927 года в Марселе в семье известного французского философа Гастона Берже.

В 1941 году Морис начал обучаться хореографии, а в 1944 году уже дебютировал в балетной труппе марсельской Оперы. Однако в классическом балете он не прижился и в 1945 году переехал в Париж, где в течение нескольких лет брал уроки у известных преподавателей, в результате чего освоил множество разных хореографических школ.

В начале своей карьеры Бежар сменил множество трупп: он работал у Ролана Пети и Жанин Шарра в 1948 году, выступал в "Инглсби интернэшнл балле" в Лондоне в 1949 году и в Королевском шведском балете в 1950-1952 годах. Во время занятий танцами в Марселе ему приходилось постоянно слышать о том, что марселец Петипа стал великим хореографом и прославился на весь мир. Когда Бежару исполнился 21 год и он танцевал в английской труппе в Лондоне, ему пришлось много работать над классическим репертуаром с Николаем Сергеевым, на протяжении четверти века ассистировавшим Петипа.

В Швеции Бежар танцевал в труппе "Кульберг-Балеттен", и когда там узнали, что он владеет хореографией Петипа, его попросили поставить большое па-де-де из "Щелкунчика" для Стокгольмской оперы. Это был первый восстановленный им дуэт, наиболее близкий к оригиналу. В Швеции Бежар дебютировал как хореограф, поставив для кинофильма фрагменты балета "Жар-птица" И. Стравинского.

В 1953 году Бежар совместно с Ж. Лораном основал в Париже труппу "Балле де л'Этуаль", которая просуществовала до 1957 года. В 1957 году он создал труппу "Балле-театр де Пари". В то время Бежар ставил балеты и одновременно выступал в них в главных ролях. Его труппа поставила такие балеты, как "Сон в летнюю ночь" на музыку Фредерика Шопена, "Укрощение строптивой" на музыку Доменико Скарлатти, "Красавица в боа" на музыку Джакомо Россини, "Путешествие к сердцу ребенка" и "Таинство" Анри, "Танит, или Сумерки богов", "Прометей" Ована.

Звездный час балетмейстера пробил в 1959 году. Его труппа "Балле-театр де Пари" оказалась в труднейшем финансовом положении. И в этот момент Бежар получил предложение осуществить постановку "Весны священной" на музыку Игоря Стравинского. Специально для неё была сформирована труппа. На репетиции отвели всего три недели. Бежар увидел в музыке Стравинского историю возникновения человеческой любви. Спектакль потряс не только любителей классического танца, но и весь мир. Успех "Весны" предопределил будущее хореографа.

На следующий год Бежару предложили создать и возглавить постоянную балетную труппу в Бельгии. Во Франции не нашлось никого, кто бы предоставил ему подобные условия работы. Молодой хореограф переехал в Бельгию, в Брюссель, здесь в 1960 году и появился на свет "Балет ХХ века".

После "Весны священной" Бежар задумал создание синтетических спектаклей, где танец, пантомима, пение (или слово) занимают равное место. В таком стиле он поставил в 1961 году балеты "Гала" на музыку Скарлатти, который шел в театре "Венеция", "Четверо сыновей Эймона" на музыку композиторов XV-XVI веков, который он поставил в Брюсселе совместно с Э. Клоссоном и Ж. Шара, а также "Мучения святого Себастьяна", поставленный в 1988 году с участием сценического оркестра, хора, вокальных соло и танца в исполнении артистов балета.

Эти эксперименты были оценены критикой и специалистами очень высоко, и в 1960 и в 1962 годах Морис Бежар был награжден премией Театра Наций, а в 1965 году стал лауреатом Фестиваля танца в Париже. Тогда же были созданы балеты "Бахти" (по индийским мотивам, 1968), "Жар-птица" (на музыку сюиты из одноименного балета Стравинского, 1970), "Наш Фауст" (на музыку Баха и аргентинских танго, 1975).

В 1970 году Бежар основал в Брюсселе специальную школу-студию "Мудра".

Летом 1978 года Бежар со своей труппой впервые отправился на гастроли в Москву. Его спектакли вызвали шок, а сам Бежар сразу стал любимым зарубежным хореографом. В спектаклях маэстро танцевали Екатерина Максимова, Владимир Васильев, а для Майи Плисецкой Бежар создал балет "Айседора", а также несколько сольных концертных номеров для её выступлений. Наиболее известны среди них "Видение розы" и "Аве, Майя".

На протяжении многих лет Бежар работал и с Владимиром Васильевым, который впервые исполнил поставленную Бежаром версию балета И. Стравинского "Петрушка", а вместе с Екатериной Максимовой он исполнял заглавные партии в балете С. Прокофьева "Ромео и Джульетта".

В 1987 году Морис Бежар перевел "Балет ХХ века" в швейцарскую Лозанну и сменил название труппы на "Лозаннский балет Бежара".

В 1999 года Бежар показал свою оригинальную версию балета "Щелкунчик", премьера которого состоялась в октябре в Турине. На знаменитую музыку Чайковского он создал оригинальное автобиографическое произведение. Главным героем его спектакля стала не девочка Клара, а мальчик Бим (персонаж балета Бежара 1978 года "Парижское веселье").

В 1994 году Морис Бежар был избран членом французской Академии изящных искусств.

С 1984 года костюмы для постановок Бежара придумывал мэтр мировой моды кутюрье Джанни Версаче, на десятую годовщину смерти которого - 15 июля 2007 года - в миланском театре "Ла Скала" прошла премьера балета "Спасибо, Джанни, с любовью". Это была дань благодарности и дружбы со стороны Бежара своему трагически погибшему другу.

Он создал и поставил более ста балетов, написал пять книг. В числе наиболее известных его работ: "Бахти", "Жар-птица" на музыку сюиты из одноименного балета Стравинского, "Наш Фауст", "Нижинский, клоун Божий" (на музыку Пьера Анри и Чайковского), "Брель и Барбара", посвященный двум великим французским шансонье.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑