95 лет со дня рождения режиссёра и сценариста, народного артиста РФ Александра Аркадьевича Белинского
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

95 лет со дня рождения режиссёра и сценариста, народного артиста РФ Александра Аркадьевича Белинского


5 апреля 2023 года исполняется 95 лет со дня рождения режиссёра и сценариста, народного артиста РФ Александра Аркадьевича Белинского (1928 - 2014).

Родился 5 апреля 1928 года в Ленинграде. Окончив школу в Москве в 1944 году, поступил в ГИТИС на театроведческий факультет. Позже уехал в Ленинград и перешел на режиссерский факультет Ленинградского театрального института, который окончил в 1950 году.

В девятнадцать лет, на практике, ему предоставилась удивительная возможность самостоятельных репетиций при постановке в Театре им. А. С. Пушкина "Заговора обреченных" Н. Вирты с Рашевской, Симоновым, Толубеевым.

В 1949 году начал работу в Театре миниатюр под руководством А. Райкина. Был ассистентом одного из ведущих ленинградских режиссеров Владимира Кожича, который ставил спектакль "Любовь и коварство" по пьесе Владимира Полякова с Аркадием Райкиным в главной роли. Впоследствии Александр Белинский самостоятельно поставил в театре Аркадия Райкина спектакли "Как в аптеке", "Белые ночи", "Плюс и минус".

Параллельно с учебой в институте работал в цирке. Вместе с сокурсником Оскаром Ремезом писали и ставили клоунские антре, прологи к цирковым представлениям.

В 1950 году Александр Белинский окончил Ленинградский театральный институт. Дебютировал как режиссер в Ленинградском драматическом театре (ныне Академический драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской) с комедией Аллы Борозиной и Александра Давидсона "Студент третьего курса".

В 1950 году создает так называемый "Театр капустника" при Ленинградском Доме актера, который просуществовал 25 лет. В нем играли Лидия Штыкан, Зинаида Шарко, Сергей Юрский, Николай Трофимов, Владимир Татосов.

Именно "капустники" принесли Белинскому определенную популярность, благодаря которой и произошло приглашение на постановку в редакцию эстрады Ленинградского телевидения.

В 1950-1951 годах режиссер театра Северного Флота в Мурманске, в 1951-1952 - режиссер-постановщик Ленинградского государственного цирка, в 1951-1953 - режиссер ряда театров Литвы, в Вильнюсе и Клайпеде, в 1953-1962 - ленинградского Театра имени Ленинского Комсомола (ныне "Балтийский Дом"). Работал вместе с режиссерами Георгием Товстоноговым, Александром Пергаментом, Александром Рахленко, Павлом Хомским. Поставил на сцене театра спектакли по пьесам Виктора Розова ("В добрый час", "В поисках радости", "Неравный бой"), Веры Пановой ("В старой Москве"), Кондрата Крапивы ("Кто смеется последним").

С 1961 по 1985 год работал режиссером-постановщиком на Ленинградском телевидении. Одной из первых телевизионных премьер была постановка "Девочки" по пьесе Пановой о ленинградской блокаде.

В 1963 году выпустил телеспектакль "Кюхля", вошедший в классику русского телевидения. Затем последовали "Мертвые души", "Записки сумасшедшего" и другие.

Интерес к классическому балету зародился у Белинского в юности. Еще будучи студентом второго курса режиссерского факультета, попросился на практику в балет Кировского театра. На телевидении в 1970-х Белинский начинает заниматься съемками балета - классические вариации Петипа с Ириной Колпаковой, па-де-де из "Фестиваля цветов" с Юрием Соловьевым и Аллой Сизовой. В это же время в театрах идут балеты по сценариям Белинского.

В 1977 году режиссеру дают разрешение снять на кинопленку сценарий, предложенный телевидению в 1967 году после успеха "Записок сумасшедшего", и категорически тогда отвергнутый. Названия сценария - "Галатея", фильм-балет по мотивам пьесы Шоу "Пигмалион", сочиненный для балерины Екатерины Максимовой. Телефильм "Галатея" послужил открытием нового жанра телебалета.

Всего снял 12 балетных фильмов с Е. Максимовой, В. Васильевым, И. Колпаковой и другими мастерами. Поставил такие известные музыкальные телеспектакли, как "Лев Гурыч Синичкин" по водевилю Дмитрия Ленского (1974), "Трактирщица" по комедии Карло Гольдони (1975), телебалеты "Галатея" по мотивам произведения Бернарда Шоу (совм. с Дмитрием Брянцевым, 1977) и "Анюта" по мотивам рассказа Антона Чехова (совм. с Владимиром Васильевым, 1982), телефильм "Карамболина, Карамболетта!" по оперетте Имре Кальмана (1983), фильм-балет "Женитьба Бальзаминова" по мотивам произведений Александра Островского (1989) и др.

С 1988 года - режиссёр Большого театра кукол. Сотрудничал с несколькими театрами Литвы

В 1995-2002 годах возглавлял Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии. Среди постановок - "Честь смолоду" по роману А. А. Первенцева, "Смейся, паяц!" А. Скорокопытова, "Раскрытое окно" по пьесе Э. В. Брагинского.

В 1997 году в Санкт-Петербурге были изданы его художественные произведения: "Красотки кабаре", "Осеннее танго" и "Шарик, здравствуй!"

Автор популярных книг "Записки старого сплетника", "Театральные легенды", "Старое танго" (заметки телевизионного практика), "Шарик, здравствуй!".

Белинский был автором цикла телепрограмм на телеканале "Культура" о театре и театральных деятелях "Рассказы старого сплетника", составивших впоследствии книгу с тем же названием. Был также режиссёром ряда выпусков популярных телепередач "Голубой огонёк" и "Кабачок 13 стульев". Всего им поставлено около 200 спектаклей на телевидении, в театрах Москвы и Ленинграда-Петербурга, из них 112 телеспектаклей и телефильмов. Написал либретто к балетам "Накануне", "Три карты", "Барышня и хулиган".

Среди телеспектаклей и телефильмов Александра Белинского: "Кюхля" по роману Юрия Тынянова (1963), "Понедельник начинается в субботу" по роману братьев Стругацких (1965), "12 стульев" по роману Ильи Ильфа и Евгения Петров (1966), "Записки сумасшедшего" (1968) и "Мертвые души" (1969) по произведениям Николая Гоголя, "Как важно быть серьезным" по пьесе Оскара Уайльда (1976), "Ограбление в полночь" по водевилю Мирослава Мировича (1978), "Цезарь и Клеопатра" по пьесе Бернарда Шоу (1979), "Два голоса" по мотивам рассказов Ивана Бунина, Евгения Евтушенко и Александра Володина (1981), "Полубог" по рассказу Александра Куприна (1995). Поставил также художественные фильмы "Перикола" (1984), "Марица" (1985), фильм-концерт "Голубые города" (1985) с участием Людмилы Сенчиной, Нани Брегвадзе, Ирины Понаровской, Эдиты Пьехи, Эдуарда Хиля.

У режиссера снимались артисты балета Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Марис Лиепа, Ирина Колпакова, актеры Сергей Юрский, Олег Ефремов, Евгений Лебедев, Олег Борисов, Евгений Евстигнеев, Иннокентий Смоктуновский, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Михаил Ульянов, Владислав Стржельчик, Наталья Гундарева, оперная певица Галина Вишневская и многие другие.

Доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, А. Белинский за годы преподавания в институте театра, музыки и кинематографии им. Н. А. Черкасова выпустил таких учеников, как Е. Сафонова, Т. Кузнецова, К. Воробьев и другие.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑