95 лет хореографу, балетмейстеру, артисту балета, педагогу, публицисту, народному артисту СССР Юрию Григоровичу
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

95 лет хореографу, балетмейстеру, артисту балета, педагогу, публицисту, народному артисту СССР Юрию Григоровичу


2 января 2022 года исполнится 95 лет хореографу, балетмейстеру, артисту балета, педагогу, публицисту, народному артисту СССР Юрию Николаевичу Григоровичу.

Родился 2 января 1927 года в Ленинграде. В 1946 году окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени А. Я. Вагановой), где занимался под руководством педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева.

Он был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), солистом которой оставался до 1961 года. Cреди его ролей в театре - Половчанин в опере "Князь Игорь" композитора Александра Бородина, Нурали в "Бахчисарайском фонтане" Бориса Асафьева, Шурале в одноименном балете Фарида Яруллина, Северьян в "Каменном цветке" Сергея Прокофьева, Ретиарий в "Спартаке" Арама Хачатуряна и другие.

Первые свои постановки Григорович осуществил в Ленинградском Доме культуры имени А. М. Горького. В 1948 году им были поставлены балеты "Аистенок" Дмитрия Клебанова и "Семеро братьев" на музыку Александра Варламова.

Успех пришел к Юрию Григоровичу после постановки им на сцене Театра имени С. М. Кирова балетов "Каменный цветок" Прокофьева (1957) и "Легенда о любви" Арифа Меликова" (1961). В 1961-1964 годах Юрий Григорович был балетмейстером Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр).

В 1964-1995 годах Григорович занимал пост главного балетмейстера Большого театра (в 1988 году должность была переименована в художественного руководителя балетной труппы). На сцену Большого театра Григорович перенес свои балеты "Каменный цветок" (1959), "Легенда о любви" (1965) и "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1979), мировая премьера последнего из них состоялась в Парижской национальной опере в 1978 году.

Первым его оригинальным спектаклем, поставленным в Большом театре, стал балет "Щелкунчик" Петра Чайковского (1966). В отличие от ранних постановок, интерпретировавших балет как детскую сказку, Григорович представил балет как философско-хореографическую поэму. Он создал здесь новую хореографию на основе полной партитуры Чайковского.

Большой успех в различных странах мира имел балет "Спартак", поставленный Григоровичем на музыку Арама Хачатуряна (1968). Балетмейстеру удалось создать поэму о бессмертии героического подвига. Этот балет в 1970 году был удостоен Ленинской премии.

В Большом театре Григорович поставил балеты "Иван Грозный" на музыку Сергея Прокофьева (1975), "Ангара" Андрея Эшпая (1976), "Золотой век" Дмитрия Шостаковича (1982). Под редакцией Григоровича в главном театре страны были осуществлены постановки классических балетов "Спящая красавица" (1963, 1973) и "Лебединое озеро" (1969, 2001) Чайковского, "Раймонда" (1984, 2003) Александра Глазунова, "Жизель" (1987) и "Корсар" (1994) Адольфа Адана, "Баядерка" (1991) и "Дон Кихот" (1994) Людвига Минкуса.

В 1991-1994 годах Григорович руководил основанной им труппой "Большой театр - студия Юрия Григоровича". В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1996 году он стал фактическим основателем театра балета в Краснодаре. В Краснодаре состоялись премьеры постановок Григоровича "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Дон Кихот", "Спартак", "Ромео и Джульетта", "Золотой век", "Тщетная предосторожность", "Каменный цветок", "Легенда о любви", "Корсар", "Баядерка", "Иван Грозный", "Спящая красавица" и др.

В 1999 году Григорович вернулся на московскую сцену, осуществив постановки в театре "Кремлевский балет" - "Ромео и Джульетта" (1999) и "Иван Грозный" (2001), затем "Корсар" (2007).

В 2008 году в Московском академическом музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко им был поставлен балет "Каменный цветок".

В 2001 году Юрий Григорович вернулся к сотрудничеству с Большим театром, начав репетиции балета "Лебединое озеро" в новой редакции, затем были возобновлены постановки "Легенды о любви", "Раймонда", "Щелкунчик", "Спартак", "Золотой век" и другие. В феврале 2008 года Юрий Григорович по предложению руководства Большого театра стал штатным балетмейстером труппы.

18 ноября 2011 года с триумфом прошла первая балетная премьера на исторической сцене Большого театра после реконструкции - "Спящая красавица" в постановке Юрия Григоровича. В ноябре 2012 года состоялась премьера балета "Иван Грозный" Прокофьева в новой хореографической редакции балетмейстера. В октябре 2016 года Большой театр представил возобновленный балет "Золотой век" Шостаковича в новой редакции Юрия Григоровича.

В декабре 2016 года в новой хореографической редакции Григоровича в Мариинском театре состоялась премьера балета "Каменный цветок" Прокофьева. Премьера приурочена 125-летию композитора и 90-летию балетмейстера.

Григорович также поставил спектакли в театрах Новосибирска, Екатеринбурга, Минска, Таллина, Вены, Парижа, Рима, Стокгольма, Генуи, Праги, Стамбула, Сеула и других городов.

В кино экранизированы его балеты "Спартак" (1976) и "Иван Грозный" (под названием "Грозный век", 1977).

Юрий Григорович ведет активную преподавательскую деятельность. В 1974-1988 годах он был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. С 1988 года является профессором, заведующим кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии.

В 1975-1985 годах Григорович был президентом основанного им же Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО (в настоящее время - почетный президент). С 1989 года - президент Ассоциации деятелей хореографии. В 1990 году Григорович стал президентом фонда "Русский балет". С 1992 года он является президентом программы Benois de la danse (под патронатом ЮНЕСКО), от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждающей приз "Benois de la danse" за выдающиеся достижения в искусстве балета.

Является бессменным председателем жюри Международного конкурса артистов балета в Москве, а также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии и Японии.

Один из самых выдающихся хореографов XX века. Автор восьми оригинальных балетов, созданных в сотрудничестве с художником Симоном Вирсаладзе, а также редакций практически всех классических балетов, составляющих основу репертуара Большого театра.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑