120 лет со дня рождения оперного певца, режиссёра, педагога Сергея Лемешева
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

120 лет со дня рождения оперного певца, режиссёра, педагога Сергея Лемешева


10 июля 2022 года исполнилось 120 лет со дня рождения оперного певца (лирический тенор), оперного режиссёра, педагога, народного артиста СССР Сергея Яковлевича Лемешева (1902 - 1977).

Родился в селе Старое Князево (ныне в Калининском районе Тверской области) в бедной крестьянской семье. В 1914 году окончил церковно-приходскую школу, в зимнее время занимался сапожным делом в Санкт-Петербурге. Учился пению по граммофонным записям. Азы нотной грамоты и пения освоил в художественно-ремесленной школе, где участвовал в самодеятельных спектаклях и концертах. Во время учёбы на Тверских образцовых курсах комсостава РККА (1920) получил направление на учёбу в консерваторию.

В 1921-1925 годах учился в Московской консерватории в классе Н. Г. Райского.

С 1925 года пел в Оперной студии Большого театра под руководством К. С. Станиславского (ныне Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко), где, среди других, исполнял партию Ленского (опера П. И. Чайковского "Евгений Онегин"). Именно эта роль принесла ему широкую известность и любовь зрителей. Пел эту партию всего 501 раз: 500-е исполнение прошло в 1965 году (после этого певец покинул оперную сцену), 501-е и последнее исполнение состоялось в Большом театре в июне 1972 года в честь предстоящего 70-летнего юбилея певца.

В 1926 году дебютировал на профессиональной сцене в Свердловском театре оперы и балета. В 1927-1929 годах - солист Русской оперы при Китайско-Восточной железной дороге в Харбине, в 1929-1931 - Тифлисского театра оперы и балета (ныне Грузинский театр оперы и балета имени Палиашвили).

В 1931 году был приглашён в Большой театр (Москва), где дебютировал в партиях царя Берендея (Снегурочка), Джеральда ("Лакме" Л. Делиба) и Ленского (Евгений Онегин). Вместе с И. С. Козловским был ведущим тенором вплоть до 1957 года, периодически продолжал выступать в Большом театре до 1965 года. Исполнил множество партий.

В 1939 году снялся в музыкальной комедии "Музыкальная история" в роли шофёра Пети Говоркова, который стал оперным певцом. Его партнёрами были Зоя Фёдорова, Эраст Гарин, Сергей Филиппов.

Во время войны выступал с фронтовыми бригадами. Во время одного из выступлений сильно простудился, и у него обострился туберкулёз лёгких. Оперативное лечение включало пневмоторакс правого лёгкого.

Певец собрал самые лучшие творения композиторов и поэтов XIX века, представил их широчайшей советской аудитории, популяризовал русское и советское оперное искусство.

Кроме пения в оперных спектаклях, много и плодотворно трудился над исполнением камерного репертуара. С гордостью отмечал, что ему удалось спеть все 100 романсов П. И. Чайковского (помимо романсов М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова и др.).

Выступал как эстрадный певец, исполняя лучшие песни М. И. Блантера ("Моя любимая", "Пшеница золотая"), Т. Н. Хренникова ("Песня о Москве", "Песня о песне"), Б. А. Мокроусова ("Одинокая гармонь"), А. Г. Новикова ("Отъезд партизан", "Россия", "Размечтался солдат молодой"), Н. В. Богословского ("Письмо в Москву", "Алёнушка", "Где ж ты, утро раннее?", "Помнишь, мама?").

В 1947 году гастролировал в Берлинской государственной опере (Ленский в опере "Евгений Онегин").

В качестве оперного режиссёра дебютировал в 1951 году постановкой оперы "Травиата" Дж. Верди на сцене Ленинградского малого оперного театра. В 1957 выступил в Большом театре как режиссёр-постановщик оперы Ж. Массне "Вертер" и исполнитель заглавной партии.

В 1951-1961 годах руководил кафедрой оперной подготовки, в 1969-1971 - кафедрой сольного пения в Московской консерватории. В 1959-1962 годах руководил Оперной студией при Московской консерватории, где поставил несколько спектаклей.

Вёл циклы передач на Всесоюзном радио, был руководителем вокальной группы.

Автор книги "Путь к искусству" (1968).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑