140 лет со дня рождения французского новеллиста, эссеиста, драматурга, дипломата Ипполита-Жана Жироду
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

140 лет со дня рождения французского новеллиста, эссеиста, драматурга, дипломата Ипполита-Жана Жироду


29 октября 2022 исполнится 140 лет со дня рождения французского новеллиста, эссеиста, драматурга, дипломата Ипполита-Жана Жироду (1882 - 1944).

Родился 29 октября 1882 года в Верхней Вьенне в семье инженера, детство и юность провёл в провинции Лимузен.

Учился в Германии (где познакомился в Мюнхене с Франком Ведекиндом) и в США. Был на дипломатической службе, в том числе в Москве.

В ранних книгах (сборник рассказов "Провинциалки", 1909, и роман "Жюльетта в стране мужчин", 1924) прихотливо отразились поэтические воспоминания о жизни родного городка и школе в Шатору, которую Жироду оставил, чтобы продолжить образование в Лаканале под Парижем. Позднее, в Высшей нормальной школе, он сосредоточился на изучении немецкой литературы, стипендиатом проучился год в Мюнхене (1905) и год в Гарвардском университете (1907). Однако рвение к учебе убывало по мере того, как возрастал интерес к писательскому ремеслу. Решив стать профессиональным литератором, Жироду для заработка поступил на службу в Министерство иностранных дел.

Жироду всегда очаровывал своих читателей изящным стилем и богатым воображением, но далеко не все, особенно критики его первых сочинений, смогли угадать за внешней легкостью его письма основательность и глубокий ум. К примеру, многие сочли его военные дневники "Круг чтения для тени" (1917) непростительно легкомысленными, но их отношение могло бы перемениться, знай они, что автор был дважды ранен в бою (Жироду находился в действующей армии с 1914 по 1918 годы).

В 1928 году Л. Жуве (1887-1951) поставил первую пьесу Жироду "Зигфрид" (1928). Творческому союзу Жироду и Жуве был уготован триумф, их дебютная постановка стала вехой в истории французского театра.

В недавние годы было принято считать Жироду страдающим философом. Более трезвый взгляд на его творчество позволяет увидеть в нем не столько философа, сколько художника, главная заслуга которого - безупречный и блестящий стиль.

Когда в 1939 году началась Вторая мировая война, Жироду находился на вершине успеха, достигнув признания в литературной и дипломатической деятельности. Хорошо расходились сразу две его книги - роман "Выбор избранников" (1939) и сборник эссе "Полнота власти" (1939), где широко и смело излагалась программа будущей Франции; пьеса "Ундина" (1939) с большим успехом шла в театре Жуве "Атеней".

Однако в последние годы жизни благодушную философию писателя постигли тяжкие испытания: к горечи от постигшего страну краха добавилась мучительная тревога за сына, который убежал из дома с намерением присоединиться к де Голлю. Долгое время Жироду питал иллюзии относительно правительства Виши, но затем подал в отставку, целиком посвятив себя литературному творчеству.

В число его пьес, кроме названных, входят также "Амфитрион 38" (1929), "Юдифь" (1931), "Интермеццо" (1933), "Троянской войны не будет" (1935), "Электра" (1937), "Аполлон из Беллака" (1938), "Содом и Гоморра" (1943), "Безумная из Шайо" (1944; пост. и опубл.1946).

Умер Жироду в Париже 31 января 1944 года.

Прозу Жироду активно переводили на русский во второй половине 1920-х годов, о нём много писали в прессе, в том числе А. Луначарский. Уже в новейшее время имела успех его драма "Безумная из Шайо" (балет Р. Щедрина с М. Плисецкой, 1992; постановка П. Фоменко, 2002, и др.).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑