150 лет со дня рождения русского литератора, поэта, прозаика, переводчика, критика, композитора Серебряного века Михаила Кузмина
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

150 лет со дня рождения русского литератора, поэта, прозаика, переводчика, критика, композитора Серебряного века Михаила Кузмина


18 октября 2022 исполняется 150 лет со дня рождения русского литератора, поэта, прозаика, драматурга, переводчика, критика, композитора Серебряного века Михаила Алексеевича Кузмина (1872 - 1936).

Первый в России мастер свободного стиха. Его дебютный и последний стихотворные циклы - "Александрийские песни" (1906) и "Форель разбивает лёд" (1929) - стали вехами в истории русской поэзии.

Родился 18 октября 1872 года в Ярославле в дворянской семье. Детские годы прошли в Саратове.

С 1885 года жил в Петербурге, учился в гимназии. Уже в гимназические годы М. А. Кузмин начинает много заниматься музыкой, что значительно определило его будущие вкусы в искусстве. Сначала он написал несколько "ценных по мелодии, но невообразимых по остальному" романсов, затем прологи к операм о Дон Жуане и Клеопатре, и, наконец, текст и музыку оперы "Король Милло" по Гоцци. Круг чтения Кузмина-гимназиста составляли в основном немецкие романтики (Гофман, Жан Поль, Фуке, Тик).

В 1891 году поступил в Петербургскую консерваторию. Его учителями были Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов и Н. Ф. Соловьёв. М. А. Кузмин не закончил обучения в консерватории, пройдя три года из семилетнего курса, а потом два года брал уроки у Римского-Корсакова в частной музыкальной школе В. В. Кюнера.

В эти годы много путешествует по Италии, Египту и другим странам. Ездит и по старообрядческим селениям севера России. И те и другие впечатления впоследствии найдут отражение в его мировидении и творчестве.

Начал печататься в 1905 году. Первая книга стихов Михаила Кузмина "Сети" вышла в 1908 году. Уже в ней нашли отчетливое выражение основные концепции "акмеизма", которые наиболее ощутимо проявились в его более поздних стихах 1913-1914 годов. ("Глиняные голубки").

Ранняя поэзия Кузмина пронизана духом "мелочей прелестных и воздушных". Но вскоре мотивы "воздушности" сменяются религиозными, в его стихах начинают преобладать уныние, печаль, непрочность человеческого существования ("Осенние озера", 1912).

В 1910-1911 годах вместе с Мейерхольдом и художником Сапуновым был художественным руководителем "Дома интермедий" - театра малых форм в особняке Дервиза на Галерной. Среди многообразных его драматических опытов преобладают балеты в гривуазном духе и исполненные лукавства пасторали, как правило, предназначавшиеся для любительского театра и кабаре. Для труппы Комиссаржевской им написана "Комедия о Евдокии из Гелиополя" (1907), для "Дома интермедий" - "Голландка Лиза" (1911), для суворинского Малого театра - оперетта "Забава дев" (1911), для Интимного театра - "Выбор невесты" (1913), для домашнего театра Е. Носовой - "Венецианские безумцы" (1914), для театра Таирова - пантомима "Духов день в Толедо" (1915) и т. д.

Будучи завсегдатаем всех петербургских театров, Кузмин на протяжении многих лет обозревал в периодических изданиях новые спектакли и другие события культурной жизни столицы. В книге "Условности" (Петроград: Полярная звезда, 1923) были собраны некоторые его критические статьи, связанные с искусством Серебряного века: о прозе, поэзии, изобразительном искусстве, музыке, театре, кино и даже о цирке. В 1916 году вступил в Союз "Председателей земного шара".

Кузмин приобрел известность как мастер стилизаций и перевоплощений. При этом к прошлому и настоящему он подходил как к условной театрализованной действительности.

После революции Михаил Кузмин решил остаться в России и со временем превратился в авторитетного мэтра для нового поколения ленинградских поэтов и литераторов. Ради заработка принимал участие в театральных постановках в качестве музыкального руководителя, писал театральные рецензии. Пока приглашали, сотрудничал как композитор с созданным в 1919 году Большим драматическим театром - написал музыку к спектаклям "Рваный плащ" С. Бенелли (1919), "Мнимый больной" Мольера, "Двенадцатая ночь" Шекспира (1921), "Земля" Брюсова (1922) и "Близнецы" Плавта (1923). Кузмин перевёл на русский язык либретто опер "Водовоз" Керубини, "Волшебная флейта" Моцарта, "Воццек" Альбана Берга, а также "Песни о земле" Малера.

После революции Кузмин наряду с поэтическим творчеством много занимался театральной критикой и художественными переводами. Его сборник статей "Условности" (1923) содержит ряд интересных наблюдений над природой театрального и оперного искусства.

В поэтических сборниках 20-х годов ("Новый гуль", 1924; "Форель разбивает лед", 1929), в ряде прозаических произведений Kyзьмин развивает принципы создания художественных образов, основанные на гротеске, подчеркнутой условности и стилизации.

Много работал Кузьмин в жанрах прозы и драматургии. Он известен также как переводчик Апулея, Боккаччо, Шекспира, как автор музыки на собственные тексты.

Умер М. Кузмин в нищете 3 марта 1936 года в Ленинграде.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑