165 лет со дня рождения русского актёра, драматурга, театрального деятеля Александра Сумбатова-Южина
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

165 лет со дня рождения русского актёра, драматурга, театрального деятеля Александра Сумбатова-Южина


16 сентября 2022 года исполнится 165 лет со дня рождения русского актёра, драматурга, театрального деятеля Александра Ивановича Сумбатова-Южина (1857 - 1927).

Родился 16 сентября 1857 в Тульской губернии, по различным сведениям, в селе Кукуево или селе Муравлёвка в грузинской княжеской семье Сумбатовых (Сумбаташвили). Его бабушка со стороны отца, грузинская княжна София Багратион-Мухранская, принадлежала к линии Багратионов.

Окончил Тифлисскую гимназию, одноклассником был Владимир Немирович-Данченко.

Учился в Петербургском университете на юридическом факультете. Во время обучения участвовал в любительских спектаклях. На профессиональную сцену впервые вышел в Тифлисе в 1876 году под псевдонимом Сольцев. В 1878-1879 годах играл на сценах клубов Санкт-Петербурга. В 1881 году поступил в театр Анны Бренко в Москве. С 1882 года и до конца жизни работал в Малом театре.

В Малом театре Александр Южин занимал также и административные должности: с 1909 года был управляющим труппой, с 1918 - председатель Совета, с 1919 - председатель дирекции, с 1923 - директор, с 1926 года - почётный директор. Будучи на этих постах, Южин проявил себя как крупный организатор и администратор.

Южин был коренастым, широкоплечим мужчиной с крупной головой на короткой шее и мощным голосом. Как актер, Южин обладал рядом бесспорных достоинств. Прежде всего, он поражал огромным актерским обаянием. Появившись на сцене, он приковывал внимание зрителей и, поддавшись магии его таланта, они безоговорочно верили в то, что он делали говорил. Южина отличал великолепный, от природы хорошо поставленный голос. Его звучание захватывало сидящих в зале. Будучи актером-романтиком, он увлекал своими переживаниями, силой темперамента.

C 1877 года Южин начал драматургическую деятельность. Первой стала пьеса "Права жизни". В 1881 году в Малом театре была поставлена его пьеса "Листья шелестят". Затем были пьесы "Соколы и вороны" (написана совместно с В. И. Немировичем-Данченко, впервые поставлена в театре Корша в 1885 году), "Арказановы" (1886), "Цепи" (1888) и др.

С конца 1890-х годов Южин пишет ряд комедий, в которых выступает как остроумный и зоркий наблюдатель жизни крупной буржуазии ("Джентльмен", 1897, Малый театр), вырождающегося барства ("Закат", 1899, там же), петербургской бюрократии ("Невод", 1905, Александрийский театр, Малый театр). Особое место в драматургии Южина занимают пьеса из эпохи покорения Кавказа - "Старый закал" (1895, Малый театр) и романтическая легенда из прошлого Грузии - "Измена" (1903, Малый театр). Морально-этическим проблемам посвящена пьеса Южина "Ночной туман" (1916, Малый театр).

Южин видел основную цель театра в утверждении добра, красоты, нравственной силы человека. Отстаивая гражданственное искусство, он считал, что театр должен откликаться на события обществ, жизни.

Убежденный защитник романтических и реалистических традиций русского театра, Южин на протяжении всей своей сценической деятельности пропагандировал творческие традиции Малого театра, выступал против натурализма и символизма в театральном искусстве. С первых шагов на сцене Южин проявил себя как романтический актер. Его герои, ненавидящие тиранию и произвол, со страстностью и горячностью вступали в бой за справедливость.

Свои лучшие роли Южин создал в пьесах Шиллера и Гюго. С блеском, обаянием передавал Южин энтузиазм, пыл благородного Дюнуа ("Орлеанская дева" Шиллера, 1884), романтическим пафосом было отмечено его исполнение ролей Дон Карлоса ("Эрнани" Гюго, 1889), Рюи Блаза (одноименное произведение Гюго, 1891), маркиза Позы ("Дон Карлос" Шиллера, 1894).

Игра Южина отличалась приподнятостью, благородным пафосом, эффектностью, эмоциональной взволнованностью и в то же время продуманностью, законченностью. Огромное значение придавал актер слову. Его сценическая речь отличалась неожиданностью интонаций, разнообразием, сменами мелодии речи. Трагедийный характер дарования актера проявился в произведениях Шекспира, в которых Южин создал образы людей огромной воли и силы духа. Величественностью, монументальностью было проникнуто исполнение ролей Макбета (впервые в 1890, в бенефис Федотовой; затем в сезоне 1895-96 и в 1914), Ричарда III (1897), Кориолана (1902), Шейлока. Высокая романтика соединялась в искусстве Южина с реализмом.

Начиная с 1890-х годов он все чаще обращается к комедийным, характерным ролям, проявляя новую грань своего дарования - юмор, ироничность. С блеском играл роли: Фигаро (1910), Репетилова ("Горе от ума", 1911), Болингброка ("Стакан воды" Скриба, 1915), Телятева ("Бешеные деньги" Островского, 1917; впервые исполнил эту роль в 1893), Монпишара ("Дамская война" Скриба, 1924), Фамусова (сезон 1917-18). В современном Южину репертуаре исполнил роли: Кайус Дюр ("Мастер" Бара, 1905), Тамерницын (в собственной пьесе "Вожди", 1909), Лидман ("Любовь - все" Седерберга, 1910) и др.

Среди его лучших работ также: Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1883-84), Эгмонт (о. п. Гете, 1,888), Мортимер ("Мария Стюарт", 1886), Яго (1888), Карло ван-дер-Ноот ("Граф де Ризоор" Сарду, 1892), Гамлет (1892-93); Отар-бег ("Измена" собств. соч., 1903), лорд Кавершам ("Идеальный муж" Уайльда, 1909) и др.

После Октябрьской революции Южин принимал активное участие в работе ТЕО (Театрального отдела) Наркомпроса, Центротеатра и других организаций, руководивших театральным искусством. Выступал с лекциями, писал статьи по вопросам театра (в журнале "Культура театра" и др.), пропагандируя реалистическое искусство Малого театра и классическую драматургию. В эти годы им были созданы монументально-героические образы: Глеб Миронович ("Посадник" А. К. Толстого, 1918), Ричард III (1920); Оливер Кромвель (о. п. Луначарского, 1921), король Август XIII ("Железная стена" Рынды-Алексеева, 1923).

B 1918 году он привел в Малый театр молодую актрису E. H. Гоголеву, увидев её в одном из районных коллективов.

С 1922 года и до самой смерти был председателем комитета по сооружению в Москве памятника А. Н. Островскому. Член совета старейшин клуба Московского дома учёных (1924).

По инициативе Южина было открыто Театральное училище, носящее ныне имя M. C. Щепкина. B 1926 году был открыт музей Малого театра.

А. И. Южин умер 17 сентября 1927 года на вилле "Хризантем" в курортном городке Жюан-ле-Пен, неподалёку от Ниццы.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑