185 лет со дня рождения российского живописца, графика Ивана Крамского
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

185 лет со дня рождения российского живописца, графика Ивана Крамского


8 июня 2022 года исполняется 185 лет со дня рождения российского живописца, графика Ивана Николаевича Крамского (1837 - 1887).

Иван Крамской вошел в плеяду знаменитых художников-передвижников XIX века и стал одним из величайших реформаторов в мире живописи. Его "Неизвестную" - настоящую жемчужину Третьяковки и гордость отечественного искусства часто называют российской Джокондой. Это далеко не единственное полотно, прославившее мастера на всю планету. Среди его известных работ есть такие шедевры, как "Христос в пустыне", "Лунная ночь", "Русалки", "Мина Моисеев" и ряд портретов знаменитых современников живописца.

Родился 8 июня 1837 года в городке Острогожск Воронежской губернии. Его отец-писарь мечтал, что сын по его примеру станет делопроизводителем и устроится на хорошую должность в государственные органы. Познакомившись с соседским художником-любителем Михаилом Тулиновым, Ваня увлекся рисованием. С тех пор мир искусства прочно вошел в жизнь начинающего автора, и вся его дальнейшая биография была связана с созданием картин.

Начальное образование юноша получил в родном Острогожске, окончив училище с похвальными листами по всем дисциплинам. В возрасте 12 лет Иван потерял отца, поэтому был вынужден устроиться на работу. Ивана приняли в городскую Думу, где он оттачивал каллиграфический почерк и занимался вопросами полюбовного межевания. Вскоре молодой человек сменил рутинную работу на более интересную и близкую по духу, став ретушером у местного фотографа. Характер новой работы был разъездной: вместе с мастером ученик побывал во многих городах России.

В 1853 году случилось событие, полностью изменившее жизнь Ивана. В город приехал известный фотограф Яков Данилевский, и шестнадцатилетний парень поступил к нему в подмастерья. За три года работы у Данилевского юноша овладел многими секретами мастерства, а позже смог из провинции перебраться в центр российского искусства - Санкт-Петербург.

В городе на берегу Невы он познакомился с фотографом Александровским и начал работать в его мастерской. К тому времени Крамской был уже известным в профессиональных кругах ретушером и имел репутацию большого мастера своего дела. Параллельно с основной деятельностью Иван начал писать портреты, но до славы живописца было еще далеко. Благодаря ретуши талантливого помощника слава о работах Александровского дошла до императорского дворца, и вскоре его пригласили на должность фотографа монаршей семьи. Иван же получил предложение о сотрудничестве от Андрея Деньера, известного владельца фотоателье. Представители высшего петербургского общества записывались в очередь, чтобы получить отретушированные Крамским снимки.

В Северной столице наконец осуществилась давняя мечта провинциала - поступить в Академию художеств. Успешно пройдя вступительные тесты, молодой человек попал на курс к профессору Алексею Маркову. С первых же месяцев обучения Иван стал одним из лучших учеников академии.

К 1863 году талантливые работы молодого живописца принесли ему две первые награды - Малую серебряную и золотую медали. Впереди была новая высота: для получения Большой золотой медали и возможности стажироваться за границей художнику надо было выиграть конкурс, нарисовав картину на заданную тему. Студентам предлагалось изобразить сцену из скандинавского эпоса, но так как молодые люди в те годы тяготели к реалистическому направлению, большинство из них отказалось. Позже 14 претендентов назвали бунтарями и исключили из конкурса. Предводителем воспротивившихся студентов стал Иван Крамской. Покинув стены альма-матер, Иван основал собственной объединение живописцев, получившее название "Артель свободных художников". Сюда вошли выпускники художественных вузов и единомышленники создателя. Молодые творцы писали портреты на заказ, делали реплики знаменитых картин, рисовали иллюстрации к печатным изданиям.

Как руководитель мастерской, Крамской поражал окружающих своей работоспособностью. Наравне со всеми он трудился над портретами, одновременно занимался поиском заказчиков, обучал вновь прибывших сотрудников. Одним из новых учеников стал прославившийся в будущем Илья Репин.

Еще в студенческие годы Иван создал ряд зарисовок для росписи Храма Христа Спасителя. В середине 1860-х эскизы были перенесены на купола этого знаменитого православного храма.

В начале 1870-х мастер закончил работу над полотном "Христос в пустыне". Едва дождавшись завершения, картину тут же выкупил Третьяков, заплатив за нее солидную сумму. Работу на первых же демонстрациях признали шедевром, а Академия художеств была готова сделать бывшего ученика своим профессором. Однако художник от такой чести отказался.

За всю жизнь Крамской создал десятки полотен в различных жанрах, но особое признание он получил в качестве портретиста. Как утверждали современники маэстро, его портреты Ивана Шишкина, Льва Толстого, Тараса Шевченко имели стопроцентное сходство с персонажами.

В 1882 году создатель представил на суд публики свое новое творение – полотно "Мина Моисеев". Ценители творчества Ивана Николаевича признали изображение крестьянина гениальнейшим произведением автора. Эта работа отлично характеризует Крамского, как художника-гуманиста, близкого к простому народу.

Апогеем славы живописца стала демонстрация его шедевра "Неизвестная". С полотна смотрит женщина, не принадлежащая к петербургской элите. Современники автора гадали, кто же изображен на картине. В конце концов все сошлись во мнении, что это состоятельная содержанка. Полотно по какой-то причине Третьяков покупать не стал - оно досталось богатому промышленнику Павлу Харитоненко.

Иван Николаевич считается главным передвижником России и гениальным реформатором искусства XIX века. Одухотворенность и человечность его портретов по сей день вызывают восторг среди ценителей искусства.

Аневризма сердца унесла жизнь гениального живописца 5 апреля 1887 года. Смерть наступила прямо возле мольберта с незаконченным портретом профессора Карла Раухфуса.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑