80 лет со дня рождения художника Константина Васильева
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

80 лет со дня рождения художника Константина Васильева


3 сентября 2022 года - 80 лет со дня рождения художника Константина Алексеевича Васильева (1942-1976).

Родился 3 сентября 1942 года в Майкопе (Адыгейская АО) во время немецкой оккупации города. Отец художника Алексей Алексеевич Васильев был главным инженером одного из заводов, а во время войны - активным участником партизанского движения. После войны его направили налаживать производство на Васильевском стекольном заводе, в посёлок Васильево под Казанью.

Воспитанием детей (Константина и его двух сестёр) занималась мать, Клавдия Пармёновна, которая собрала дома хорошую библиотеку и познакомила детей с шедеврами мировой культуры и искусства.

С 1949 года семья жила в посёлке Васильево. Константин рано начал рисовать, в 11 лет он прошёл конкурс и был зачислен в Московскую среднюю художественную школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова. В 1957 году перевёлся в Казанское художественное училище (1957-1961), которое окончил с отличием, получив специальность театрального декоратора. Его дипломной работой были эскизы к пьесе-сказке А. Н. Островского "Снегурочка".

Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды, иллюстрации, эскизы росписи церкви в Омске. Произведения начала 1960-х годов отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма ("Струна", 1963; "Абстрактные композиции", 1963).

Сначала писал в жанрах абстракции и сюрреализма. Затем, после кризиса, пережитого им в 1968-1969 годах, сменил манеру живописи, заинтересовался творчеством Фридриха Ницше и Рихарда Вагнера.

Источником вдохновения для Васильева стали исландские саги. Он тщательно изучал их, делая пометки, из которых следовало, что основное внимание Васильева привлекали так называемые родовые саги, своего рода описание жизни замечательных исландцев IX-XI веков. Его привлекала мистика судеб: герои саг, как правило, погибали, чему предшествовали вещие сны и предзнаменования. Сила духа этих людей, ожидание гибели и готовность к ней стали темой, которую художник стал отображать.

Васильев обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к "эддической поэзии". Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне ("Маршал Жуков", "Нашествие", "Парад сорок первого", "Тоска по Родине", 1972-1975).

Работал также в жанре пейзажа и портрета ("Лебеди", 1967; "Северный орёл", 1969; "У колодца", 1973; "Ожидание", 1976; "Человек с филином", 1976). Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: "Шостакович" (1961), "Бетховен" (1962), "Скрябин" (1962), "Римский-Корсаков" (1962) и других; графического цикла к опере Р. Вагнера "Кольцо Нибелунгов" (1970-е годы).

В поисках героики в живописи Васильев не мог обойти тему борьбы советского народа с нацизмом. Его полотно "Парад 41-го" представляет это событие с необычного ракурса: взгляд направлен от Собора Василия Блаженного, поверх нарочито увеличенного Памятника Минину и Пожарскому. Это задаёт контрапункт между узнаванием картины знаменитого парада, с которого началась битва под Москвой, и символом народного сопротивления захватчикам. Парную к этой картину "Нашествие" Васильев сначала замышлял как батальную сцену борьбы тевтонов со славянами, однако после ряда переделок склонился к двум символам: мимо разрушенного остова Успенского собора Киево-Печерской лавры змеёй движется железная колонна завоевателей.

Затем художник воплощает в живописи два шедевра русской военной музыки: "Прощание славянки" и "Тоска по родине". Всегда ограниченный в средствах, на сей раз он выбирает крупную форму: каждая картина имеет длину до 2 метров.

К теме русской судьбы Васильев обратился ещё в конце 1960-х годов, работая над образами "Слова о полку Игореве". Завершающим философским аккордом этой темы стала картина "Человек с филином", завершённая за несколько дней до гибели художника. В этой картине излюбленный предмет Васильева, свеча, превращается в символ-светоч, в облике старца он представляет мудрость человеческого опыта; своими корнями он словно врос в землю, а головой соединяется с небесами. В руке он держит сгорающий свиток с начертанным на нём псевдонимом художника "Константин Великоросс" и датой, ставшей годом его смерти: 1976. Завершив "Человека с филином", Васильев сказал пришедшим навестить его другу и матери: "Я теперь понял, что надо писать и как надо писать".

Константин Васильев погиб - был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Произошло это 29 октября 1976 года.

Большая слава пришла к художнику через десятилетия после его безвременной смерти. В Казани в 1996 году была открыта его галерея, 26 июня 2013 года преобразованная в музей.

Музей Константина Васильева расположен на севере Москвы недалеко от станции метро Алтуфьево. Учреждён в 1998 году по инициативе членов "Клуба любителей живописи Константина Васильева".

В музее создана мемориальная комната Константина Васильева, где помещены предметы обстановки, которые он использовал, мольберт, кисти. Под стеклом витрины лежит собственноручно написанное художником заявление современникам и потомкам: "Если мои картины не нужны Отечеству, то всё моё творчество следует признать неудавшимся".

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑